Кафедра молекулярной биологии
Пущинского филиала МГУ им. М. В. Ломоносова

ПРОГРАММА КУРСА

Философские проблемы естествознания

Направление:                                    510600 - Биология
Магистерская программа:    510611 - Биохимия и молекулярная биология

 

Составитель: к. ф. н., доцент Л. Н. Краснопольская

 

Пояснительная записка
Курс «Философские проблемы естествознания» является составной частью гуманитарного образования студентов, занимающихся по магистерской программе.
Программа включает в себя целостное изложение основных философских проблем современного естествознания. Особое внимание в программе уделено философским аспектам биологии, что обусловлено основным направлением специализированной подготовки магистров в Пущинском филиале МГУ.
В программе уделено внимание как философским проблемам, относящимся к современным представлениям о мироздании, так и проблемам, представляющим анализ форм и методов научного познания.
В процессе обучения используются произведения искусства, в которых на уровне художественных образов раскрываются философские проблемы бытия природы и человека.,

 

Общий объем курса 80 часов, из них лекционных –12 ч., семинарских – 48, самостоятельная работа – 20 ч.

Формы проверки знаний: зачет (первый семестр), экзамен – второй семестр.


Даже создать мир легче, чем понять его...
А. Франс

Наука - это надолго, это издавна - всерьез и уже навсегда.
Д. Данин.

...наша наука - дело творческое, как искусство, как музыка.
П. Капица

Тема I.

Философия – Методология – Естествознание.

 

Духовная ситуация на пороге третьего тысячелетия. Особенности современного мира. Наука в современном мире. Возникновение науки и основные стадии её развития. Особенности современного этапа развития науки. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Наука как социальный институт.
Философия, её природа и функции в культуре. Идея знания как силы и основы нравственного поведения в европейской философии. Рационализм и иррационализм как философские направления, их исторические формы. Феномен философской проблемы науки.
Понятие метода и методологии. Уровни методологического анализа науки.

 

Тема II.

Исторические формы взаимодействия науки и философии.

Натурфилософские представления античного мира. Противоположность номинализма и реализма в проблеме «универсалий» в средние века. Концепция «двойственной истины». Натурфилософские воззрения в эпоху Возрождения и Нового времени (Николай Кузанский, Дж. Бруно, Декарт, Ньютон, Лейбниц). Коперникианская революция в философии И. Канта. Априоризм и агностицизм Канта. Философия природы Ф. Шеллинга. Гегелевская натурфилософия. Образы науки в русской философии XIX – начала XX века.
Основные философские течения XX века. Образы науки в современной философии.

Тема III.
Естественнонаучная картина мира.

Генезис и эволюция естественнонаучной картины мира. Понятие парадигмы, исследовательской программы. Проблема научных революций. Основные типы научных революций и смена картин мира.
Физика в системе культуры. Философское значение открытия неэвклидовых геометрий. Онтологическое и гносеологическое значение теории относительности А.Эйнштейна. Окрытие нестационарности Вселенной (Фридман,Хаббл). Идея физики как геометрии.
Преемственность в развитии научного знания на эмпирическом и теоретическом уровнях. Методологическое значение принципа соответствия. Принцип причинности от Демокрита до наших дней. Причинность и рождение нового. Типы детерминизма. Детерминизм и вероятность. Детерминация биологических систем. Понятие «стиля научного мышления», эволюция стилей мышления.

Тема IV
Философские проблемы биологии.

Природа биологического познания. Предмет биологии в его историческом развитии. Аксиомы биологии. Место биологии в системе наук. Влияние биологии на стиль научного мышления. Роль философской рефлексии в развитии наук о живом.
Изменения в исследовании структуры биологического знания. Проблема «биологической реальности».
Сущность и происхождение жизни. Понятие жизни в современной науке и философии. Многообразие подходов к определению феномена жизни. Основные этапы развития представлений о сущности живого.
Принцип развития в биологии. Основные этапы становления идеи развития в биологии. Современные представления об эволюции. От эволюции к глобальному эволюционизму.
Организация, целостность и целесообразность. Жизнь как иерархия форм и уровней организованности. Эволюция представлений об организованностии и системности в биологии (по работам А.А. Богданова, В.И. Вернадского, Л. фон Берталанфи).
Биология и современный синтез знания. Биология и синергетика. Синергетика и информационные процессы в живых системах. Биология, математика и компьютерные науки. Антропный принцип в науке.
Проблема взаимодействия общества и природы, учение о ноосфере: истоки и современное состояние. Формирование экофилософии. Человек и природа в социокультурном измерении. Образование и экология.
Проблемы антропо- и социогенеза. Соотношение биологического и социального в человеке.
Философские учения XX века и их влияние на биологию. Современная биология как источник философских проблем.

 

Тема V.
Биология в контексте современной культуры.

Воздействие современных биологических исследований на формирование гносеологических установок, ценностных ориентиров и принципов деятельности в современной культуре. Социально-философский анализ проблем биотехнологии, генной и клеточной инженерии, клонирования.
Биоэтика. Наука  вне морали, а зло вне науки? Умение думать - высший нравственный принцип? О фанатизме, ортодоксии и истине. Ученый и власть. Социальная ответственность ученого. Проблема свободы научного исследования.


Базовые вопросы курса

  1. Культура, её структура и основные функции.
  2. Наука как неотъемлемая часть культуры. Эволюция понятия науки.
  3. Наука как особое знание и как специфический вид деятельности.
  4. Понятие метода в науке.
  5. Философия как проблема для самой себя.
  6. Философские основания науки.
  7. Феномен философской проблемы науки.
  8. Исторические формы взаимодействия науки и философии.
  9. Образы науки в современной философии.
  10. Проблема научных революций.
  11. Проблема открытия и обоснования в философии науки.
  1. Принцип детерминизма в биологии.
  2. Синергетика и информационные процессы в живых системах.

 


Круг чтения
по курсу «Философские вопросы естествознания»
для магистрантов Филиала МГУ в Пущино

Основная литература.

Тексты западных философов и методологов науки

Аналитическая философия. Избр.тексты. М., 1993
ВитгенштейнЛ. Логико-философский трактат. М., 1957
Витгенштейн Л. Философские работы в 2 ч. М., 1994

Глобалистика. Энциклопедический словарь. М., 2003

Исторические типы рациональности. т.1, 2, под ред. П.П. Гайденко, М., 1996
Кун Т. Структура научных революций. М., 1975, 1977
Лакатос И. Доказательства и опровержения. М., 1967
Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998
Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М., 1990
Поппер К. Логика и рост научного знания. М.,1983
Пуанкаре А. О науке. М., 1990
Рассел Б. История западной философии (любое издание)
Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. М., 1957
Рассел Б. Мудрость веков. М.,1998
Селье Г. От мечты к открытию: как стать ученым. М.,
Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000
Структура и развитие науки М. 1978
Судьбы естествознания: современные дискуссии. М., 2000
Хилл Т. Современные теории познания. М.,1965
Хрестоматия по истории философии. Ч. 11.
Современная западная философия. Х1Х - ХХ в.в. На пороге ХХI в. М., 1994
Хрестоматия по истории философии. От Шопенгауэра до Дерриды, Владос, 1997
Шарден Пьер Тейяр. Феномен человека. М., 1965, 1987
Новая философская энциклопедия в 4 т. М., 2001

 

Тексты отечественных философов и методологов науки

С.C. Аверинцев. Два рождения европейского рационализма. //ВФ, 1989, №3
В.В. Бабков, Е.А. Саканян. Ник. Влад. Тимофеев-Ресовский.М., Памятники исторической мысли. М., 2002
М.В.Волькенштейн. Современная физика и биология. //ВФ, 1989, №8
Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе ХХ века.//ВФ ,1991, № 6
Грани научного творчества. М., 1999
Грязнов А.Ф. Аналитическая философия: проблемы и дискуссии последних лет //ВФ,1997,№9
Ю.Н. Давыдов. Картины мира и типы рациональности. //ВФ, 1989, № 8
Кезин А.В. Эволюционная эпистемология: современная междисциплинарная парадигма.//ВМУ, 1994, № 5
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994
Налимов В.В. Размышления на философские темы.// ВФ, 1997, № 10
Овчинников Н.Ф. Поппер - наш современник, философ ХХ века. //ВФ, 1992, № 8
Овчинников Н.Ф. Об интеллектуальной биографии К. Поппера //ВФ, 1995, №
СтепинВ.С. , В.Г. Горохов, М.А. Розов. Философия науки и техники. М.,1995
СтепинВ.С. Теоретическое знание. М. ,2000
Современная философия науки.  Хрестоматия, М., 1994
Ю.Чайковский. Эволюция. М., 2005
Чернавский Д.С. Синергетика и информационные процессы в живых системах. М. 2001 (или любое другое издание)
Шноль С.Э. Герои, злодеи и конформисты российской науки. М.: Крон-пресс, 2001

Учебная литература

 

Б. Рассел. Мудрость Запада. М.: Республика, 1998
Дж. Бернал. Наука в истории человеческого общества. М., 1957
Новая философская энциклопедия. Т. 1-4, М., 2001
Шноль С.Э. Герои, злодеи и конформисты российской науки. М.: Крон-пресс, 2001

Дополнительное чтение

 

Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987
Бодрийяр Ж. Система вещей. М.,1995
Гадамер Г. Истина и метод. М., 1988
Жильсон Э. Разум и откровение в средние века. Киев, 1992
Камю А. Бунтующий человек. М.,1990
Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971
Карнап Р. Значение и необходимость. М., 1959
Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994
Поппер К. Логика и рост научного знания. М.,1983
Рикер П. Конфликт интерпретаций. М., 1995
Сартр Ж.-П. Слова. М., 1965
Тулмин С. Человеческое понимание М.,1984
Уайтхед А. Ибр. работы по философии. М., 1990
Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986
Франк Ф. Философия науки. М., 1960
Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М..1992
Фуко М. Слова и вещи. М.,1994

Работы Н.Ф. Овчинникова, Е.А. Мамчур, И.С. Алексеева, И. К. Лисеева, Р.С. Карпинской, Н. И. Кузнецовой, М. А. Розова, Ю.В. Сачкова, А. В. Кезина, В.Г. Борзенкова, Б.Г.Юдина, А.А. Ивина в журналах:
«Вопросы истории естествознания и техники»,
«Вопросы философии»,
«Вестник МГУ». Серия «Философия»,
«Человек»,
«Науковедение»,
«Природа»,
«Знание-сила»,
«Химия и жизнь».
Электронный каталог журнала «Вопросы философии»:
http//sysres.isa.ru/vf/index/htm (правила использования смотри в журнале «Вопросы философии, 2003, №3).


Тематический и календарный план
курса «Философские проблемы естествознания»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ В АФОРИЗМАХ УЧЕНЫХ, ФИЛОСОФОВ, ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ

Авторский замысел

 

"Я знаю, что я ничего не знаю", - произнес однажды великий Сократ. Книгопечатание в античности ещё не изобрели. Честь изобретения книгопечатания принадлежит сыну немецкого народа Иоганну Гутенбергу (XV век). Через три столетия философ Вольтер позволит себе следующее мнение: "Многочисленность фактов и сочинений растет так быстро, что в недалеком будущем придется сводить все к извлечениям и словарям". Уточню: в веке Вольтера вышло примерно 1,6 миллиона книжных изданий, в следующем, XIX в. - 6,1 мил., к середине XX в. - более 50 миллионов новых книжных изданий (Слово о науке. Изречения. Литературные цитаты. М., 1978). Двадцатый век добавил к книгоиздательской лавине мировую паутину, Интернет.
Вдумываясь в эти факты и цифры, можно позволить себе утверждение, что люди сейчас находятся в таком положении, в котором оказались динозавры миллионы лет назад. Тогда обстановка на Земле резко изменилась: поступал огромный поток новой информации, а голова у динозавров была маленькая, информация не помещалась в их головах, и они погибли. Сейчас мы почти в положении динозавров: нам очень трудно освоить всё огромное количество поступающей информации (репродукция рисунка В. Басырова «Учёный и информация»). Как справиться с лавиной знаний каждому отдельному человеку?
 Замысел автора программы – воспользоваться идеей академика С. И. Вавилова и представить "Круглый стол" мудрости по истории, философии, методологии науки с помощью афоризмов. Афоризмы, т. е. короткие, яркие, легко запоминающиеся фразы, часто с удивительной меткостью выражают суть довольно сложных явлений.

Мини – справка:

Радикальный поворот в становлении рода человеческого произошел, когда люди научились добывать огонь, но у неандертальцев еще не было социальной организации.
Первый переворот в средствах производства обычно относят к XII - IV тысячелетиям до Р.Х. и связывают его с изобретением лука, каменных топоров и мотыг с рукоятками. В этот период произошли крупные изменения в образе жизни. Десять тысяч лет назад возникают очаги земледелия и скотоводства.
Новый технический переворот связан с зарождением черной металлургии в X - V в.в. до Р.Х.
В X - XII в.в. после Р.Х. появляются водяное колесо, ветряная мельница, часовой механизм. Это была еще одна техническая революция.
Первая научная революция совершилась в XV в., когда возникло экспериментирующее, современное естествознание. В XVIII - XIX в.в. произошел ряд промышленных революций. Специалисты выделяют следующие особенности современной НТР:
1. совпадение революций технической и научной: от открытия принципов фотографии до разработки ее технических средств прошло 118 лет. Этот период для телефона составил 56 лет, радио – 35, радиолокации – 15, телевидения – 12, транзистора – 5 лет, интегральных схем -3 года;
2. компьютеризация;
3. использование новых материалов;


Вместо эпиграфа

Натуралист и математик всегда должен знать прошлое своей науки, чтобы понимать её настоящее. Только этим путем возможна полная и правильная оценка того, что добывается современной наукой... Прошлое науки рисуется нам каждый раз в совершенно иной и всё новой перспективе. Каждое научное поколение открывает в прошлом новые черты. Случайное и неважное в глазах учёных одного поколения получает в глазах другого нередко крупное и глубокое значение

В. Вернадский

 

История знаний отражена в самой науке, и в словах творцов науки содержится ключ к пониманию ее развития.

С.П. Капица

Лишь всё человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только тогда радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством чувствовать себя в этом целом

И. Гёте


Истоки и сущность науки
Все люди от природы стремятся к знанию.
Аристотель

Наука - слово многозначное: наука - совокупность систематизированных знаний о Вселенной, совокупность закономерностей, свойственных материи, существующей в пространстве и времени и раскрытых человеческой мыслью. Наука - форма творческой общественной деятельности человека. Наука - явление мировой культуры, связанной со всем ходом ее исторического развития, наука - научение, воспитание, образование (вспомним старое: "отдать в науку).
М. Волькенштейн

В неистовстве все знать, все взвесить, все измерить
Проходит человек по лесу естества,
Сквозь тернии кустов, все дальше...Время верить,
Что он найдет свои всемирные права.
Э. Верхарн

Над буйным хаосом стихийных сил
Сияла людям Мысль, как свет в эфире.
Исканьем тайн дух человека жил,
Мощь разума распространялась в мире...
Во все века жила, затаена,
Надежда - вскрыть все таинства природы.
К великой цели двигались народы.
В.Брюсов

Невежды презирают науку, необразованные люди восхищаются ею, тогда как мудрецы пользуются ею
Ф. Бэкон
Науку надо защищать.
Ф. Жолио – Кюри

Цель научного мышления - видеть общее в частном и вечное в преходящем.
А. Уайтхед

 

...Древние не знали вражды между наукой искусством. В хороводе девяти муз Эрато, покровительница Элегии, шла рядом с Клио, ведавшей историею, и Полигимния, властительница лирики, держала за руку Уранию, богиню астрономии.
В. Брюсов

Подымем стаканы, сдвинем их разом!
Да здравствуют музы, да здравствуют разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
А. Пушкин

Наука, в сущности, прирожденное уважение к разуму и разумности в широком смысле.
А. Фет

 

Науки и искусства - слава народа: они увеличивают его счастье.
Гельвеций

...наша наука - дело творческое, как искусство, как музыка.
П. Капица

Поэзия не раз когда - либо в прошедшем человечества и не изредка, от времени к времени, а постоянно служит источником науки, которая в свою очередь питает новое поэтическое творчество.
А. Потебня

Искусство удивляется, наука сомневается; искусство радуется или негодует; наука холодно разлагается на составные части. Наука дает закон и управление жизнью, искусство дает радость жизни, оценку, качество.

М. Пришвин

Опыт и умозрение - две необходимые, истинные, действительные степени одного и того же знания.
А. Герцен

Дело науки - возведение всего сущего в мысль
А. Герцен

Наука - вот истинное преимущество человека
И. Гете

Что значит знать? Вот. Друг  мой, в чем вопрос.
На этот счет у нас не все в порядке.
Немногих, проникавших в суть вещей
И раскрывавших всем души скрижали,
Сжигали на кострах и распинали,
Как всем известно, с самых давних дней.
И. Гете

Наука лишь поскольку наука, поскольку в нее входит математика
И. Кант

Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием.
В. Ключевский

 

...Наука сокращает // Нам опыты быстротекущей жизни…
А. Пушкин

Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит только вред

М. Монтень

...математика один из видов искусства

Н. Винер

Человек сейчас занимается такими проблемами, что у него дух захватывает и кружится голова. Однако пока вы не почувствуете легкого головокружения, вам не удастся понять их суть. Проблемы важнее решения. Решения могут устареть, а проблемы остаются
Н. Бор

Научные революции не знают восстаний. О них не возвещают праведные выстрелы. Профессора не прерывают лекций на полуслове. Студенты не бросаются на улицу. Министры не бегут из своих резиденций. На биржах не водворяется паника. Влюбленные не отменяют свиданий. Заведенным чередом продолжается жизнь...И только в тишине лабораторий становится слышен скрип колеса истории, скачком ускорившим свое вращение. И пока только там догадываются: "Нет, наступают новые времена".
Д. Данин


Наука и природа

Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим.
Гераклит

Мудрость состоит в том, чтобы…действовать в согласии с природой, ей внимая

Гераклит

 

Разве не Платону принадлежит божественное изречение, что природа есть не что иное,
как загадочная поэзия! Она подобна прикрытой и затуманенной картине, просвечивающей бесконечным множеством обманчивых красок, над которой мы изощряемся в догадках.
М. Монтень

Природа есть самое совершенное произведение искусства
Г. Торо

Тигр, о, тигр, светло горящий
В глубине полночной чащи,
Кем задуман огневой
Соразмерный образ твой.
Блейк

Природа - сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
Ф. Тютчев

Не то, что мните вы, природа;
Не слепок, не бездушный лик;
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. Тютчев

То, что видим мы, - видимость только одна.
Далеко от поверхности мира до дна.
Полагай несущественным явное в мире,
Ибо тайная сущность вещей - не видна.
Омар Хайям

Природу легче всего подчинить, повинуясь ей.
Ф. Бэкон

Теория, друг мой сера, но зелено вечное дерево жизни.
И. Гете


Наука и знание

Невежество - мать предубеждений
Вольтер
Ум не заменяет знания.
Вовенарг

Я думаю, нет большей ненависти в мире, чем ненависть невежд к знанию.
Галилей

Всякий, изучающий историю народных бедствий, может убедиться. что большую часть несчастий на земле приносит невежество.
Гельвеций

Нет ничего страшнее деятельного невежества.
Гете

Изобретать самому прекрасно, но то, что другими найдено, знать и ценить - меньше ли чем создавать?
И.Гете

...Право, все не дано нам знать.
Гораций
Невежество всегда обладает большей самоуверенностью, чем знание, и только тогда невежды могут с уверенностью утверждать, что науки никогда не будут в состоянии решить ту или иную проблему.
Ч. Дарвин

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться
Демокрит

Желающий учить того, кто высокого мнения о своем уме, попусту тратит время.
Демокрит

Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.
Я. Коменский

То, что мы знаем, - ограничено, а то, чего мы не знаем, - бесконечно.
Лаплас

Несчастны все люди, которым все ясно.
Л. Пастер

Невежество делает человека равнодушным к миру, а равнодушие растет медленно, но необратимо.
К. Паустовский

Просвещенный ум ...составляется из умов всех предшествующих веков.
Фонтенель

Удивительно не то, что звездное небо так велико, что человек измерил его.
А.Франс

Каждый, хотя бы и бегло, должен познакомиться со всем лучшим.
А. Эйнштейн

Наука раскрывает перед нами целый мир поэзии...

Г.Спенсер

Никто не может быть ни всезнающим, ни всемогущим
Вергилий
Нет ничего страшнее деятельного невежества
И. Гёте


Проблема истины в науке

Сомнение доставляет мне не меньшее наслаждение, чем знание.
Данте А.

Общаясь с людьми, ум человеческий достигает изумительной ясности.
М. Монтень

О значительнейших вещах не будем судить слишком быстро.
Гераклит

Кто ищет истины - не чужд и заблужденья
И. Гете

Только глупцы могут быть непоколебимы в своей уверенности.
М. Монтень

Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.
Пифагор

Врожденные дарования подобны диким растениям. и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий...
Ф. Бэкон
Так как истина вечно уходит из рук,-
Не пытайся понять непонятное, друг,
Чашу в руки бери, оставайся невеждой,
Нет смысла, поверь, в изученьи наук
Омар Хайям

Мудрец, который знал людей,
Сказал, что мир стоит обманом;
Мы все, мой друг, лжецы:
Простые люди, мудрецы.
Непроницаемым туманом
Сокрыта истина для нас…»

Н. Карамзин

Предрассудок! Он обломок
Древней правды: храм упал,
А руин его потомок
Языка не разгадал.

Е. Баратынский

Как сердцу высказать себя?
Другому - как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.

Ф. Тютчев

 

Чудо – познаваемость Вселенной
И с природой дивный диалог.
Этот чистый, темный и целебный
Рек, небес, пустынь и моря слог.

Осторожно принимай признанья
И о тайнах сбивчивый рассказ.
Что-то пусть останется за гранью,
В любопытстве сдерживая нас.

Давид Самойлов

 


Наука и нравственные ценности

Природа вложила в человека потребность заботиться обо всех людях
Марк Аврелий

Цивилизация тогда только имеет цену, когда помогает просвещению, а следовательно и добру - единственной цели бытия человека, жизни народов, существования человечества.
В. Белинский

Как страшен может быть разум, если он не служит человеку.
Софокл

Я содрогаюсь при мысли, что в конце концов откроют какой -нибудь секрет, при помощи которого станет еще легче уничтожить людей и истреблять целые народы.
М. Монтескье


Творчество в науке

Творчество - одно из самых непостижимых проявлений человеческого сознания. Понятию нет дефиниции, слову нет синонима. Творчество близко созиданию, работе, изобретению, но неадекватно ни одному из них. Творчество присутствует в любом виде человеческой деятельности и, в конечном счете, определяет ее успех, ее высоту. Творчество, наверно, особый дар человека...
Н. Бердяев

Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий...
Ф. Бэкон

По правде говоря, артистом, писателем и ученым должен руководить такой непреодолимый  импульс к творчеству, что даже если бы их работа не оплачивалась, то они должны были быть готовы сами платить за то, чтобы иметь возможность заниматься своей работой.
Н. Винер

При чтении Спинозы нас охватывает то же чувство, что и при созерцании великой природы  и ее пронизанном жизнью покое. Лес, возносящихся к небу мыслей, цветущие вершины которых  волнуются в движении, межэ тем как непоколебимые стволы уходят корнями в вечную землю. Некое дуновение носится в творениях Спинозы, поистине неизъяснимое. Это как бы веяние грядущего.
Г. Гейне

Один алмаз полирует другой. Точно также философия Декарта ни в коем случае не породила философию Спинозы, а лишь способствовала ее появлению.

Г. Гейне


Ученый и время

Самое важное для гения - это вовремя родиться
Л.А. Арцимович

...Что только не делалось. чтобы задержать просвещение, русскую науку!.. Как могла среди этих воплей, угроз, преследований существовать русская наука, не только существовать, но и добиваться результатов мирового класса, даже первенствовать в некоторых областях? Мы все же недооцениваем силы отечественной науки, мы часто судим о ее достижениях, не задумываясь об условиях, в которых работали ученые.
Д. Гранин

Наука чтит своих духовных вождей, своих Аристотелей, Коперников, Ньютонов, Ломоносовых, Лавуазье и Кантов, но не творит себе из них кумиров...
Л.Берг

По правде говоря, артистом, писателем и ученым должен руководить такой непреодолимый  импульс к творчеству, что даже если бы их работа не оплачивалась, то они должны были быть готовы сами платить за то, чтобы иметь возможность заниматься своей работой.
Н. Винер

Знания всегда пребывали в мире. И анатомия, и изящная словесность имеют одинаково знатное происхождение, одни и те же цели, одного и того же врага - черта..Если человек знает учение о кровообращении, то он богат; если к тому же выучивает историю религии и романс" Я помню чудное мгновенье", то он не становится не беднее, а богаче, - стало быть, мы имеем дело только с плюсами. Поэтому-то гении никогда не воевали, и в Гете рядом с поэтом прекрасно уживался естественник.
А. Чехов

Посредственность обычно осуждает все, что выше ее понимания.
Ф. Ларошфуко

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
М. Монтень

Наука - великолепное снадобье; но никакое снадобье не бывает столь стойким, чтобы сохраняться, не повергаясь порче и изменениям, если плох сосуд, в котором его хранят.
М. Монтень

...Никогда не надо спрашивать ученого о тайнах мироздания, которые не в его витрине. Они его не интересуют.
А.Франс

Невежество - лучшая в мире наука, она дается без труда и не печалит душу.
Дж. Бруно

Успехи науки - дело времени и смелости ума.
Вольтер

Философия как наука разума предназначена для всех, не все достигают ее, но это уже другое дело...
Г.В.Ф.ВГегель

О, ваши дни
благословенны!
Дерзайте, ныне ободренны,
Раденьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
М. Ломоносов.

Наука - дело нелегкое, наука пригодна лишь для сильных умов
Монтень

В истории черпаем мы мудрость; в поэзии остроумие; в математике - проницательность; в естественных науках - глубину; в нравственной философии - серьезность; в логике и риторике - умение спорить.
Ф. Бэкон

Те, кто занимались науками, были или эмпириками или догматиками. Эмпирики, подобно муравью, только собирают и пользуются собранным. Рационалисты, подобно пауку, из самих себя создают ткань. Пчела же избирает средний способ, она извлекает материал из цветов сада и поля, но располагает и изменяет его собственным умением.
Ф. Бэкон

Если сравнение человека с обезьяной наносило удар по нашему самолюбию и мы теперь уже преодолели этот рассудок, то еще большим оскорбление ныне считают сравнение человека с машиной. Каждая новая мысль в свой век вызывает некоторую долю того осуждения, которое вызывал в средние века "грех колдовства"
Н. Винер

Человек сейчас занимается такими проблемами, что у него дух захватывает и кружится голова. Однако пока вы не почувствуете легкого головокружения, вам не удастся понять их суть. Проблемы важнее решения. Решения могут устареть, а проблемы остаются
Н. Бор

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле...
Аристотель

 

После себя
Что я оставлю на свете?
Вишни – весне,
Лету – голос кукушки,
Осени - алые клены.
Рёкан