КРАСНОЯРСКАЯ ЛЕТНЯЯ ШКОЛА ПО ЕСТЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

Гимн КЛШ - "Друг мой"

Красноярская летняя школа по естественным наукам (КЛШ) была организована в 1976 году преподавателями и студентами Красноярского государственного университета (КрасГУ). Инициатором создания КЛШ явился профессор В.Г.Пивоваров, ее основателями - ректор КрасГУ профессор В.С.Соколов и доцент В.О.Бытев.

Первоначально КЛШ была только физико-математической школой, впоследствии появилось биолого-химическое отделение, затем отделения информатики, филологии и экономики, а также экспериментальные проблемные педагогические группы



Основная цель КЛШ

Основная цель КЛШ - привлечение школьников старших классов, интересующихся естественно-научными предметами, к более серьезным занятиям наукой посредством создания среды интенсивного интеллектуального общения. Важнейший результат почти 20-летней деятельности КЛШ - создание общности квалифицированных педагогов: ученых, преподавателей, студентов с глубокой гуманистической ориентацией. Создателями оригинальной концепции КЛШ и ее многолетними руководителями являлись известные ныне деятели российского образования: кандидат педагогических наук И.Д.Фрумин (директор экспериментальной школы-комплекса "Универс" при КрасГУ) и кандидат физико-математических наук В.А.Болотов (первый заместитель министра образования России). Опыт КЛШ во многом определил педагогическую концепцию ряда летних и постоянно действующих естественнонаучных школ в различных регионах нашей страны.


Общая схема организации и проведения КЛШ

Ученики КЛШ

Набор школьников в КЛШ производится по результатам заочного конкурса среди учеников старших классов школ Красноярского края, ряда городов Сибири, Урала, Москвы и Московской области. Вступительное задание рассылается по школам, кружкам при вузах, распространяется по личным каналам преподавателей и выпускников КЛШ, публикуется в красноярских газетах. Информация о школе публиковалась в журналах "Квант", "Химия и жизнь", других популярных изданиях. Учащиеся специализированных школ Красноярска, школьники, посещающие кружки при КрасГУ, ученики Заочной физико-технической школы при МФТИ (Красноярское отделение ЗФТШ), участники олимпиад, проводимых в Красноярске, приглашаются также для очного собеседования в КрасГУ. Для школьников из Москвы и Московской области собеседование обычно проводится в Пущине. Вступительное задание составляется из нестандартных, обычно оригинальных, задач по предметам, которые преподаются в КЛШ (математика, физика, химия, биология, информатика, филология и экономика), решение которых, однако, не требует специальных знаний. Программа КЛШ рассчитана на школьников, закончивших 8-10 классы, но иногда находятся и более младшие, способные справиться с заданием. По результатам проверки полученных работ и очных собеседований отбирается более 200 школьников. Кроме школьников из России и других республик бывшего СССР, в КЛШ обучалось несколько школьников из стран Восточной Европы.


Преподаватели КЛШ

В КЛШ ежегодно работает около 50 преподавателей: студенты, аспиранты, молодые научные сотрудники из КрасГУ, МГУ и МФТИ, Новосибирского, Пермского, Санкт-Петербургского университетов, Красноярского и Пущинского научных центров РАН - в большинстве своем выпускники КЛШ. Они же работают как вожатые небольших групп школьников - команд. С командой в 10-12 школьников работает двое-трое вожатых. Совмещение ролей вожатого и преподавателя рассматривается как важнейший элемент КЛШ, дающий школьникам возможность интенсивного общения с близкими по возрасту и поэтому особо значимыми и интересными для них людьми, реализующими себя в науке и образовании. В последние годы в работе КЛШ регулярно принимают участие педагоги и научные работники из США, Нидерландов, Великобритании, Австралии, Германии.

Особое положение в КЛШ занимают лекторы основных курсов: они определяют содержание учебного процесса, демонстрируют школьникам и студентам высокую культуру понимания и изложения научных проблем и методов. Лекторы находятся в центре всей интеллектуальной жизни КЛШ, задавая общий высокий уровень преподавания и общения. В разные годы лекторами КЛШ были такие выдающиеся ученые, как Б. В. Шабат, Б. В. Гнеденко, М. А. Шубин, Ю. С. Ильяшенко, Ю. В. Матьясевич, Л. А. Айзенберг, К. С. Александров, И. И. Гительзон, А. Н. Горбань, и многие другие профессора МГУ, МФТИ, КрасГУ, ведущие сотрудники институтов РАН.

"Гоп-Стоп"

"Прощай Енисей"


Время и место проведения КЛШ

КЛШ проводится ежегодно в августе, ее продолжительность составляет обычно 21 день. Место проведения КЛШ - дальние пригороды Красноярска (до 1991 года - пионерлагерь "Таежный" на берегу Енисея, после - база отдыха "Горный" в 80 км к северо-востоку от Красноярска). Удаленность от большого города создает неповторимую атмосферу Школы: в течение всего сезона она представляет собой отдельный мир, живущий по своим собственным правилам. Однако такая временная изоляция не означает ухода от проблем внешнего мира, а скорее наоборот, позволяет взглянуть на них со стороны и выработать эффективную жизненную позицию. Во многом благодаря такой изоляции, в годы, предшествовавшие "перестройке", КЛШ являла собой оазис свободного и неформального общения, формировала из своих учеников и сотрудников целое сообщество интеллектуалов с высокогуманными ценностями.


Учебная работа в КЛШ

Цель учебной программы КЛШ - познакомить школьников с миром науки и показать, что уже в их возрасте можно заниматься серьезными вещами. На примерах читаемых курсов демонстрируется структура научного исследования; через понимание отдельной темы из настоящей науки школьники выводятся на интерес к науке в целом.

Каждый школьник занимается по двум основным и одному факультативному курсам. Выбор основных курсов для школьника зависит, во-первых, от того, на каком из отделений он решил заниматься, во-вторых, от его возраста. Кроме этого, каждый школьник должен выбрать себе факультатив или лабораторию для исследовательских занятий. По основным курсам проводятся лекции и семинары (семинары обычно ведут студенты-вожатые). Факультатив может вести любой вожатый или лектор. Как правило, каждый ведет факультатив по теме, исследованием которой он занимается профессионально или глубоко ею интересуется. Самим молодым сотрудникам преподавание дает шанс глубже понять основы выбранной ими области науки.

Работа ряда факультативов построена по типу реальных, в том числе экспериментальных, исследований со значимыми научными результатами, выносимыми на итоговую конференцию КЛШ. Некоторые отделения вводят свои формы занятий. Так, например, на биологическом отделении КЛШ была разработана так называемая "эволюционная игра", получившая широкое распространение в других биологических школах. Эта и другие проблемные игры, распространенные в КЛШ, способствуют активному восприятию знаний и выработке умения их оперативного использования.


Культурная программа КЛШ

Культурная программа КЛШ весьма разнообразна. Во время, отводимое для "интеллектуального отдыха", могут проходить научно-популярные лекции, "встречи у самовара" (тематические беседы или просто интересные разговоры), "студии" (творческие объединения по интересам: от "Поэзии Серебряного века" и "Английского клуба" до "Студии авангардной живописи" и "Кружка громкого пения"). Особое место занимает работа "Вечернего клуба КЛШ", где не только проводятся большие тематические вечера об искусстве, истории, литературе, но и предоставляется возможность в любое внеучебное время при участии дежурного ведущего Клуба послушать музыку, посмотреть слайды или просто поговорить о прекрасном. Вечером у школьника есть выбор: работать в студии, посетить тематический вечер в Клубе, пойти на дискотеку или заняться чем-нибудь другим. Иногда отдельные "команды" идут на весь вечер в лес беседовать у костра. Важно отметить, что большинство школьников, особенно к концу Школы, выбирает содержательную вечернюю программу.


Экспедиции КЛШ

Специальный раздел программы КЛШ связан с краткосрочными экспедициями как научно-исследовательской ориентации, так и историко-реставрационной (уже 10 лет экспедиции КЛШ опекают старый деревянный храм - памятник архитектуры). Участие в этих экспедициях является наиболее привлекательной и престижной деятельностью для школьников.


Особые дни КЛШ

Кроме обычных учебных дней, в КЛШ есть несколько праздничных, с традиционными большими соревнованиями (Научный биатлон, Комплексный научный турнир и другие научно-спортивные состязания). В эти дни вечером проводятся концерты-капустники, где выступают как вожатые, так и школьники. В последние два дня Школы проводятся итоговые контрольные и зачеты по основным курсам, проходит научная конференция по результатам исследовательских работ лабораторий. Перед закрытием КЛШ всем школьникам раздаются прощальные призы: специально отобранные книги научного содержания, дипломы с индивидуальным напутствием каждому выпускнику. Школа заканчивается трогательным обрядом прощания, оставляющим глубокое впечатление не только у школьников, но и у взрослых сотрудников, зовущее продолжить работу в КЛШ и в последующие годы.


Организация хозяйства КЛШ

Основная работа по организации КЛШ ведется сотрудниками КрасГУ и экспериментальной школы "Универс". Финансирование Школы осуществляется в основном за счет профсоюзных органов и органов образования Красноярского края (оплата проживания и питания школьников и сотрудников). Организационный взнос со школьников составляет менее 10% реальных затрат. Это создает общедоступность возможности обучения в КЛШ для школьников из различных социальных слоев. Преподаватели и другие сотрудники Школы работают последние годы без какого-либо материального вознаграждения. Большая часть необходимой работы по жизнеобеспечению Школы осуществляется группой молодых сотрудников-стажеров (выпускников КЛШ, только что поступивших в вуз, желающих в дальнейшем работать в Школе). Небольшая административная группа КЛШ состоит из преподавателей, выполняющих дополнительно организационные функции.


Результаты деятельности и развитие КЛШ

Особенность КЛШ - постоянные эксперименты с формой и содержанием обучения. В 1986 году под руководством методологов известной школы Г.П.Щедровицкого была проведена организационно-деятельностная игра по проблеме развития КЛШ, приведшая к осмыслению ее роли в системе дополнительного естественнонаучного образования. В 1980 году на базе КЛШ проходил Всесоюзный семинар организаторов летних школ, а в 1995 году в связи с 20-летием КЛШ было проведено Всероссийское совещание по проблемам дополнительного естественнонаучного образования. Целый ряд летних школ был организован бывшими сотрудниками КЛШ или с использованием ее опыта. В самостоятельные школы выделились некоторые отделения и группы КЛШ, появились Летняя школа в Тобольске, Красноярская региональная авторская школа, летняя химико-биологическая школа "Химера" при МГУ и другие. Силами выпускников КЛШ - студентов московских вузов была организована регулярная Зимняя школа в Пущино. На идеях КЛШ базируется созданная ее сотрудниками экспериментальная школа-комплекс "Универс" в Красноярске - одна из серьезнейших по глубине педагогических программ и известнейших средних школ страны. В значительной степени на базе опыта КЛШ и при участии ее сотрудников был организован уникальный психолого-педагогический факультет КрасГУ.

Ученики КЛШ многие годы были среди победителей и призеров Всероссийских и Всесоюзных олимпиад по физике, математике и химии, Олимпиад МФТИ и МГУ, других наиболее престижных соревнований школьников. Многие выпускники КЛШ обучаются в лучших вузах страны. Выпускников КЛШ можно встретить в самых престижных научных лабораториях мира. В 1994/95 учебном году более 50-ти выпускников и сотрудников КЛШ были удостоены стипендий Международной Соросовской программы образования в области точных наук как студенты, аспиранты и учителя средних школ.

Организаторы КЛШ занимаются систематизацией ее опыта, изданием сборников учебных курсов, других материалов по проблемам дополнительного естественнонаучного образования. Достижения КЛШ, как и сам факт ее стабильного существования и развития в течение уже 20-ти лет, несмотря на столь значительные перемены в нашем обществе, показывают жизнеспособность идеи КЛШ, базирующейся на непреходящих ценностях фундаментального образования и широкого интеллектуального развития.

Влияние КЛШ очень сильно как на школьников, так и на сотрудников. Для школьников оно не ограничивается лишь выбором области профессиональной деятельности. В КЛШ создается уникальная атмосфера интеллигентности, тепла и взаимопонимания. Многие дети, скованные более жесткой жизнью дома, буквально раскрываются всего лишь за один сезон Школы: замкнутые начинают общаться, грубые учатся вежливости. За сезон КЛШ успевает завязаться и крепкая дружба. Часто школьники, уже побывавшие в КЛШ, признаются, что они весь год с нетерпением дожидаются начала очередного сезона.

Что касается старших сотрудников, то они видят возможность за короткое время Школы создать творческое сообщество, небольшую модель свободного и открытого мира, каким они хотели бы его видеть. Эта модель становится для многих из них смыслом всей их дальнейшей профессиональной и общественной жизни.

"КЛШ"